Поправки в 44-ФЗ вступили в силу 1 января 2017 года.
Ранее закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществлялись по 223-ФЗ, который состоит из нескольких страниц и содержит всего 8 статей. В 2015 году только унитарными предприятиями было заключено 160 тысяч договоров по 223 ФЗ на общую сумму более 1,5 триллионов рублей.
223-ФЗ позволял использовать множество способов определения поставщика, не ограничивая применение так называемых “иных” способов закупок.
При этом каждый год увеличивалось количество закупок по 223-ФЗ у единственного поставщика, где полностью отсутствовала конкуренция. На данный факт уже указывала Счетная палата, отметив отсутствие экономии для государства.
После перехода с 223-ФЗ на 44-ФЗ ГУПы и МУПы будут планировать закупки по 44 федеральному закону, размещать планы и планы-графики закупок в единой информационной системе, попадут под контроль федерального казначейства.
Теперь унитарные предприятия будут проводить большую часть закупок в форме электронного аукциона по 44-ФЗ.
Постановлением Правительства четко регламентирован аукционный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых на электронном аукционе, доля которых по 44 ФЗ превышает 50%, вместо 1-2% по 223 ФЗ.
Переход ГУПОв и МУПов с 223-ФЗ на 44-ФЗ должен принести позитивные изменения:
- Бесплатное участие поставщиков госзаказа на 5 электронных торговых площадках
- Использование ограниченного количества способов закупок, таких как электронный аукцион или открытый конкурс
- Четкое регламентирование каждого способа закупок в 44 ФЗ, включая требования к поставщикам, сроки объявления и проведения
- Публикацию всей закупочной документации, включая техническое задание и проект контракта
- Размещение всех протоколов рассмотрения заявок, а также подведения итогов закупок
- Возможность более эффективного обжалования в ФАС
- Применение крупных штрафов за нарушения законодательства о госзакупках
- Более квалифицированное размещение закупок, ввиду распространенности специалистов по 44 ФЗ на рынке, которым не требуется обучение 44 ФЗ с нуля.
Данные меры должны сэкономить миллиарды рублей, а также перераспределить государственные контракты более эффективным поставщикам.