Обязательное планирование закупок

С 2014 года вводится система обязательного планирования закупок. По идее, этот процесс не является новым. Планирование закупок было и раньше, но осуществлялось не в обязательном порядке. Однако многие систематизировали свою хозяйственную деятельность, публиковали планируемые закупки, например, у себя на сайте и проводили тендеры.

Обязательным планированием будет заниматься заказчик, а вот закупать (проводить электронный аукцион) будет специальная контрактная служба или другое ведомство, которое будет уполномочено заниматься процессом закупки. Это изменение не приведет к расширению штата там, где этого не нужно. Особенно у тех заказчиков, которые проводят малое количество закупок.

Единый каталог товаров и услуг

Единый каталог товаров, работ и услуг будет введен с 2017 года. Он охватит практически 100% номенклатуры от закупаемых заказчиком продуктов. Каталог упростит работу как поставщиков, так и заказчиков и станет хорошим препятствием на пути сокрытия закупок. Теперь просто нужно выбрать закупаемый товар (услугу) из единого каталога товаров.

Недобросовестный заказчик больше не сможет спрятать госзакупку, заменив бензин на прозрачную горючую жидкость или использовав грамматические ошибки. Также каталоги будут являться элементом нормирования.

Госзакупки предметов роскоши. Механизм нормирования

Механизм нормирования можно будет запустить после создания полноценного каталога, ведь нормировать нужно что-то конкретное. Само положение о нормировании в настоящий момент разрабатывается. Нормирование будет не столько в денежном виде, сколько в натуральном, в первую очередь это касается дороговизны автомобилей.

Важно понимать, какую цель преследует та или иная госзакупка. Существуют разные категории чиновников и за каждым закреплена своя задача. Соотнеся эти два тезиса можно сделать соответствующие вывода о конкретной закупке.

Изменение в системе госзакупок в виде простого установления предельной цены не решит проблему нормирования роскоши госзакупок и закупки товаров с избыточными свойствами.

Необходимо отталкиваться от установленных параметров и опций, потому что неоднократно всплывали случаи покупки машин с детскими креслами и холодильниками для продуктов и напитков. Получается, что эти авто собирались использовать не только в служебных целях, хотя их стоимость вписывалась в соответствующий лимит.

Обкатка механизмов общественного контроля в сфере госзакупок

Изменения в системе госзакупок в части общественного контроля приносит свои результаты уже с 2012 года. Положительный пример – изменение в проведении крупных госзакупок. Теперь федеральные и региональные закупки свыше 1 млрд рублей необходимо выносить на общественное обсуждение в обязательном порядке.

Подробнее об этом можно прочитать в этой новости. Обсуждение затрагивает не только техническую сторону вопроса. Возможно даже поставить под сомнение необходимость проведение тендера.

По результатам этих обсуждений часть госзакупок были отменены под предлогом нерационального расходования бюджета. Основное изменение в обсуждении госзакупок – это проведение этих обсуждений именно на этапе планирования проведения государственного тендера.

Экспертный совет

Далее будут изменения госзакупок в виде создания экспертного совета. Работа совета будет вестись публично, через интернет-портал. Деятельность совета будет направлена также на оценку хода внедрения контрактной системы (и закупки госкорпораций по ФЗ-223) как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований.

Экспертный совет будет давать оценку событиям, связанным с процедурой госзакупок, будет оценивать факты, которые привели к неудовлетворительным последствиям, либо могут привести к негативным изменениям в госзакупках.

И не важно, кто предоставляет информацию – население или профессиональные участники электронных торгов. Совет должен оценивать и находить решения, например, установив, что некая система не полностью отрегулирована, предложить, как ее можно исправить.

На основании подобных заключений будут приниматься соответствующие решения, какие изменения в законодательстве в сфере госзакупок необходимо внести.

Изменения в сфере регулирования госзакупок

Все действия по изменениям в рамках регулирования госзакупок разбиты на пять этапов. Первый этап был осуществлен в конце 2013 года, когда был внесен на рассмотрение и принят ФЗ-396, который в свою очередь внес изменения в 46 законодательных актов.

Следующий этап касается изменения госзакупок, которые еще не переведены в электронную форму проведения торгов. Речь идет о рынке с совокупным объемом в 6 трлн рублей. В этот же этап включат и изменения, относящиеся к электронным площадкам. Теперь они будут осуществлять функции по приватизации и банкротству.

Еще один этап нововведений касается решения проблем малобюджетных заказчиков с годовым объемом госзакупок до 2 млн рублей. Для них если закупка не будет превышать 100 тыс. руб. возможно осуществление этой закупки у единственного поставщика. Для заказчиков с годовым объемом госзакупок свыше 2 млн руб. назначен 5%-ный лимит.

Также предлагается сократить расчеты с СМП до 30 дней и ввести изменения в законодательство госзакупок в виде соответствующих обязательств.

Конечно существуют возражения, но в данном случае необходимо ритмично исполнять бюджет и встать на защиту малых компаний, которые успешно выполнили госзаказ, а оплату им обещают только в конце года. Теперь изменения в госзакупках об оплате в 30-ти дневный срок будут внесены в закон.

Следующий этап запланирован на второй квартал 2014 года и связан он с изменениями в законодательстве в сфере госзакупок по ФЗ-223. Будет введен конечный перечень конкурентных процедур, дабы исключить возможность заказчику под новым названием процедуры совершать закупку у единственного поставщика.

Сейчас все процедуры в нормативных актах согласно ФЗ-223 утверждает заказчик единолично. Не редко было встретить, например, при поиске тендеров через систему Seldon госзакупки под названием “на основании устойчивых хозяйственных связей”.

Не трудно догадаться, что это и есть закупка у единственного поставщика, с которым и установлена “хозяйственная связь”. Теперь заказчик будет выбирать способ закупки из предоставленного в законе перечня, как это было раньше в ФЗ-94.

Еще одним удобством станет больше: теперь холдинг сможет присоединять дочерние компании к материнской, устанавливая тот же порядок проведения тендеров. Необходимость утверждать собственные правила осуществления процедуры закупок больше не придется.

Последний этап – изменения в Кодекс об административных нарушениях. В системе госзакупок было введено много норм, но санкции за их не выполнение предусмотрены не были. Это было сделано сознательно, чтобы дать возможность людям спокойно привыкнуть ко всем изменениям госзакупок и сразу не грозить им штрафами.

Честно было оговорено, что в первый год никого штрафовать не будут. Но надо понимать, что это не навсегда, поэтому в последнем квартале этого года будут внесены изменения в КоАП. Наверно, что-то заработает с 2015 года, а что-то – позже.

Единая система аттестации специалистов

Давно необходимо государству решить, какой должен быть персонал в соответствующих органах госзакупки, как его будут проводить аттестацию. Необходимо рассмотреть возможность проведения экспертиз с привлечением экспертов в области электронных торгов.

Госзаказ для малого бизнеса

Основные изменения в системе госзакупок, которые многие ждут связаны с малым бизнесом. В скором времени будут введены нововведения, связанные с обязательствами проводить тендеры среди малого бизнеса в рамках определенной квоты.

Конечно, неприятно осознавать, что будут созданы тысячи фирм-посредников, которые будут просто договариваться и проводить через себя госзакупки, отдавая их другим подрядчикам.

Но конечная цель этих изменений в сфере госзакупок – получить предприятия малого бизнеса, которые работают именно в производственной области, как это сделано в Китае. Поэтому мы вводим нормативы.

Если к 2015 году объем госзакупок у малых компаний должен быть 25%, то 10% из них должны быть в программе партнерства. В эту программу входят только производители, которые аккредитованы, аттестованы и у которых есть производственные мощности.

Понятное дело речь также идет и об услугах. Если компания, например, занимается клинингом или другим видом услуг, то у нее обязательно должна быть соответствующая техника, люди, офис, склад, и т.д. Все это будет введено в “дорожную карту” по расширению доступа МСП к госзакупкам.