Неправомерное ограничение конкуренции в госзакупках

“Ограничение конкуренции зафиксировано в 70% государственных закупках за 2013 год” – с таким выводом выступили эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). Проанализировав крупные (миллиардные) государственные тендеры, комиссия заключила, что 40% крупнейших госзакупок с ценой контракта более 1 млрд рублей осуществлялись с нарушением конкуренции.

Напомним, что согласно вступившему в силу новому ФЗ-44 о контрактной системе, каждая государственная закупка свыше 1 млрд рублей должна пройти процедуру общественных обсуждений в обязательном порядке. Подобная практика в регионах РФ имеет право быть и в случае более мелких контрактов. Такая общественная экспертиза увеличивает процент конкурентных закупок и эффективность расхода бюджетных денежных средств.

Однако из 233 объявленных государственных тендеров на общую стоимость 574 млрд рублей (средняя стоимость контракта 2, 463 млрд рублей) 70% контрактов заключались с единственным поставщиком. Прямым нарушением это не является, но возникают закономерные вопросы. Явные признаки ограничения конкуренции выявлены в 38% закупок (88 процедур). Часть нарушений (27% госзаказов) связана с документацией, которую публикуют не полностью или с опозданием. В итоге компании не могут принять участие в электронных торгах: они не имеют информации о предстоящей закупке или получают ее очень поздно и не успевают подготовить заявку для подачи ее на конкурс. Это и является ограничением доступа компаний к подобным крупным тендерам. В результате “торгов” побеждает “свой поставщик”. Самый большой процент сокрытия информации по тендерам обнаружен по госзакупкам сферы дорожного строительства и Роскосмоса.

5% контрактов заключаются в максимально сжатые сроки, что также лишает компании конкуренции. Такую схему выявили в 2012 году. Минздравсоцразвития организовало серию госзакупок медикаментов на крупную сумму (несколько миллиардов рублей). В каждом лоте были установлены конкретные сроки поставки (15—20 дней) указанных лекарств по всей территории России (более 95 точек доставки). В дополнение к сжатым срокам, чтобы явным образом отпугнуть другие фирмы, претендующие на данный тендер, было установлено условие штрафных санкций (10% от стоимости недопоставленного товара) в случае нарушений сроков. В 2013 году закупки велись по той же схеме. Теперь все ведомства обязали вносить подобные крупные закупки в реестр планируемых. Об этих и других изменениях в государственных закупках Вы можете прочитать в этой статье.

Общественный контроль конкуренции государственных закупок

«Общественный контроль не позволит проводить закупки под конкретного поставщика», — сообщает Максим Черемисов из Министерства экономического развития. Обсуждение госзакупки будет проводиться, начиная с этапа планирования, и по вынесенным решениям можно будет даже отменить закупку, если она будет принята нецелесообразной. Очный этап общественного обсуждения должен организовываться по местонахождению заказчика, так как был случай, когда очный этап провели прямо на полярной станции, понятное дело, формально.