44-ФЗ о закупках, последняя редакция 2017 года

44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", также именуется законом о госзакупках. 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2017 года, последняя редакция от 8 апреля.

Скачать 44 ФЗ о закупках 2017 года
Главная » Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон о закупках 44-ФЗ

ФЗ 44 о закупкахЗакон 44-ФЗ о закупках был принят 5 апреля 2013 года, вступил в силу 1 января 2014 года. 44 закон о госзакупках сменил предыдущий 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

СКАЧАТЬ 44-ФЗ о госзакупках, последняя редакция 2017 года от 08 апреля

Федеральный закон о закупках 44-ФЗ — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. За 2016 год в 44-ФЗ внесено 14 изменений (в марте, апреле, июне, июле, декабре).

2017 год принес три изменения в закон 44-ФЗ. Представляем 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2017 года (от 08.04.2017).

Федеральный закон 44 ФЗ о закупках 2017 года состоит из 8 глав и 120 статей.

Основные формы закупок по 44-ФЗ:

Рекомендуем поставщикам обучение госзакупкам с нуля, заказчикам — обучение по 44-ФЗ

44-ФЗ о закупках последняя редакция

Всего внесено 38 изменений в 44 ФЗ о закупках. Последняя редакция 2017 года с изменениями от 28 марта 2017 года вступила в законную силу 8 апреля 2017 года.

СКАЧАТЬ федеральный закон ФЗ-44 с последними изменениями 2017 года.

44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2016 года сохраняет свою актуальность, т.к. 3 новых изменения в 44 ФЗ 2017 года носят косметический характера. Однако недавно Минэкономразвития внесло масштабный проект изменений 44-ФЗ на 97 страницах. Предусмотрен перевод всех закупок по 44-ФЗ в электронную форму в 2018 году.

Скачать проект поправок в 44-ФЗ. Читайте о планируемых изменениях ФЗ-44 РФ в наших новостях.

Навигатор по 44-ФЗ

Приводим ФЗ-44 с комментариями, краткое содержание, основные моменты 44-ФЗ, необходимые ссылки.

Не каждый начинающий поставщик сможет разобраться в тексте закона 44 ФЗ о госзакупках 2016, 2017 года. Он написан формальным юридическим языком, содержит множественные оговорки и отсылки. 44 ФЗ для чайников и новичков может оказаться китайской грамотой.

Возьмем проведение открытого конкурса. 48-я статья 44-ФЗ гласит: «Заказчик по всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона».

Чтобы получить ответ, нужно прочитать еще 7 статей закона 44-ФЗ.

Положения 44-ФЗ дополняются постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, приказами Минэкономразвития, Минфина, Федерального казначейства и других органов власти РФ. А ответственность заказчиков установлена в Административном кодексе.

Чтобы хорошо ориентироваться в федеральном законе 44 ФЗ, придется начинить печатную версию закона множеством закладок и прилично истрепать. Нужно отдельно выписывать ключевую информацию, проводить сопоставление и сравнение признаков. Хорошо, что есть те, кому нравится этим заниматься, чтобы предоставить 44-ФЗ для начинающих в кратком изложении и простым языком.

Обучение 44-ФЗ

Большой объем госзакупок по 44-ФЗ способствует развитию системы обучения и подготовки соответствующих специалистов. Законодательство о госзакупках постоянно дополняется и обновляется. Необходимо знать и понимать последние изменения, чтобы избежать нелепых ошибок.

Сейчас можно пройти обучение по 44-ФЗ в группе и получить диплом государственного образца. Для поставщиков доступно индивидуальное обучение у специалиста-практика включающее множество нюансов, о которых не расскажут на курсах по 44-ФЗ.

Обучение 44 ФЗ для чайников позволит уже на следующий день начинающим поставщикам участвовать в госзакупках по 44 ФЗ.

Разобравшись в хитросплетениях 44 ФЗ 2017 года можно понять как выиграть тендер.

Оглавление 44-ФЗ

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Планирование
Глава 3. Осуществление закупок

§ 1. Общие положения
§ 2. Определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов
§ 3. Определение поставщика путем проведения запроса котировок
§ 4. Определение поставщика путем проведения запроса предложений
§ 5. Закрытые способы определения поставщиков
§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика
§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
Глава 5. Контроль в сфере закупок
Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки
Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
Глава 8. Заключительные положения

Общие положения закона 44-ФЗ

Глава 1 ФЗ-44 состоит из 15 статей (ст. 1-15) и определяет

Контрактная система в сфере закупок

С юридической точки зрения вызывает недоумение, как федеральный закон о закупках 44-ФЗ раскрывает понятие «контрактная система» через определяемый термин. Но вернемся к сути.

Федеральная контрактная система 44-ФЗ — совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Участники контрактной системы в сфере закупок

  1. Регулирующие органы
  2. Государственная корпорация «Росатом» (прописана в законе, как особый субъект)
  3. Заказчики
  4. Участники закупок, в т.ч. признанные поставщиками
  5. Уполномоченные органы и учреждения
  6. Специализированные организации
  7. Электронные торговые площадки

Законодательство о контрактной системе основывается по положениях Конституции, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из федерального закона 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Другие федеральные законы должны соответствовать 44-ФЗ. Основные законы о госзакупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Федеральная контрактная система, 44-ФЗ является объектом различных, часто противоречивых интересов. Каждые несколько лет ФКС серьезно трансформируется.

с 2017 года по 44-ФЗ осуществляют закупочную деятельность унитарные предприятия. Подробнее о переходе ГУПов и МУПов на 44-ФЗ.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)

Единая информационная система создана и ведется для информационного обеспечения контрактной системы.

Единая информационная система обеспечивает:

Эта информационная система позволила нашему государству проводить электронные торги и экономить сотни миллиардов рублей.

Информация, содержащаяся в ЕИС является общедоступной, бесплатной и размещается на официальном сайте (zakupki.gov.ru), также называемом «Портал закупок».

Официальный сайт закупок по 44-ФЗ содержит: извещения, документацию, планы-графики, реестр банковских гарантий по 44-ФЗ, жалоб в ФАС, реестр недобросовестных поставщиков — исчерпывающую информацию, чтобы проводить госзакупки.

Официальный сайт 44-ФЗ имеет отдельные разделы для заказчиков и поставщиков.

Победители тендеров по 44-ФЗ, контракты, протоколы общедоступны, в короткие сроки публикуются госзаказчиками на официальном сайте и на электронных торговых площадках.

Портал закупок не обладает круглосуточной доступностью. На нем в вечернее время и выходные дни проводятся профилактические работы. Эффективно работать с госзакупками 24 часа в сутки помогают программа Seldon и система Тендерплан.

Закупка товара, работы или услуги по 44-ФЗ

Закупка определяется как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды по 44-ФЗ — это выполнение функций и полномочий государственных органов РФ.

Участник закупки это:

  1. Любое юридическое лицо независимо от:
    • организационно-правовой формы
    • формы собственности
    • места нахождения
    • места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Проект контракта является частью закупочной документации и не может быть изменен сторонами после того, как будет определен поставщик. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ определяется в законе как в целом, так и отдельно для каждой формы закупки.

Определение поставщика по 44-ФЗ

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя), как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Цена
  2. Расходы на эксплуатацию
  3. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  4. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

Вне зависимости от наличия контрактной службы заказчик может привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ для разработки документации и организации проведения закупок в виде аукциона и конкурса.

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Подробнее: контракт по 44-ФЗ: цена, сроки, заключение, исполнение.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки.

Открытый конкурс по 44-ФЗ

В открытом конкурсе побеждает лучшее предложение, а не самая низкая цена, как в аукционе.

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок, где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Перед внесением обеспечения заявки на электронный аукцион ознакомьтесь с антидемпинговыми мерами.

Подробнее об участии в электронном аукционе — пошаговая инструкция.

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждаемому распоряжением Правительства РФ. 

Подробнее: Аукционный перечень по 44-ФЗ

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ определен 83 статьей 44-ФЗ. Она состоит из 21 пункта и определяет основания на закупки по 44-ФЗ этим способом, алгоритм проведения, сроки подписания контракта.

Закрытый конкурс и закрытый аукцион по 44-ФЗ

Закрытые способы госзакупок (ст. 84-92) являются наименее конкурентными. В этих случаях заказчик сам направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Это связано с режимом секретности, гостайны и особой важности и безопасности государства.

Конечно, широкому кругу лиц не стоит знать о том, кто выиграл контракты на транспортировку драгоценных металлов и камней или обеспечивает деятельность судей.

Четвертая и пятая главы 44-ФЗ состоят из 8 статей и посвящены мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок.

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

Мы с радостью обучим 44-ФЗ, предложим сопровождение или помощь в закупках по 44-ФЗ.

Поможем, сделаем, научим

Все услуги в одном месте
Любая помощь: от выпуска ЭЦП и аккредитации до подачи заявки и подписания контракта
Работает профессионал
Работа напрямую со специалистом, который готовит заявки, документы и проводит торги
Максимально оперативно
Получение услуг под ключ от 1 часа - успешно помогаем, когда другие отказываются
; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:
; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,
Телефон:+74952680544,
Телефон:88005556649,
E-mail: mail@open-torg.ru